• TMSAT SATELLITE WORLD

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » TMSAT SATELLITE WORLD » Космос. Спутниковые новости » Компания SpaceX


    Компания SpaceX

    Сообщений 11 страница 20 из 35

    1

    [shadow=blue]Компания SpaceX[/shadow]

    0

    11

    SpaceX установила первую часть “руки” Мехазиллы

    Спустя почти месяц после того, как SpaceX достроила стартовую башню для Starship в Starbase, компания установила первую “руку” для его ловли в будущем.

    В конце июля, после сложных и бурных четырёх месяцев работы, группа рабочих и подрядчиков SpaceX установила последнюю сборную секцию башни высотой ~ 145 м, предназначенную для поддержки орбитальных запусков Starship. Прежде всего, первая стартовая башня SpaceX является своего рода опорой для нескольких массивных механических “рук”, которые будут выполнять задачи по обслуживанию Starship и Super Heavy.

    Работа над всеми тремя механическими “руками” ведётся с последней недели июня, это стало заметно, когда небольшая армия сварщиков тщательно собрала десятки секций сверхпрочной стальной трубы в каркасы размером с дом. Почти ровно два месяца спустя SpaceX установила первую из трёх “рук” на внешней стороне стартовой башни Starship.

    Сообщается, что эта автономная конструкция, известна как быстросъёмный поворотный рычаг башни и предназначена для выполнения нескольких различных задач. Как можно предположить, рычаг будет содержать соединитель, который будет временно присоединяться к Starship, чтобы загружать его топливом, окислителем и другими расходными материалами и связывать его с наземным питанием и сетью.

    В SpaceX, похоже, отказались от установки базового крана на вершине башни Starship и от посадочных опор на Super Heavy. Маск также говорит о том, что SpaceX в конечном итоге установит пару массивных стальных рычагов размером с дом, смонтированных на своего рода внешнем лифте. Эти устройства будут способны перемещаться вверх и вниз по башне со скоростью, точностью и надёжностью, необходимыми для того, чтобы буквально вылавливать сверхтяжёлые ракеты-носители из воздуха.

    Команда, которой поручено спроектировать и построить эти приспособления для захвата ракеты, ласково назвала их “палочками для еды” – кивок в сторону нюансов управления, которые потребуются для возвращения и повторного использования системы Starship.

    Заменив кран гигантскими манипуляторами, SpaceX сможет соединять Starship и Super Heavy (и устанавливать Super Heavy на стартовый стол) даже при сильном ветре, который почти всегда присутствует на побережье Мексиканского залива в Южном Техасе. Если SpaceX также сможет надёжно ловить РН такими “руками”, то это может стать значительной модернизацией операционной стороны многоразового использования Starship. Пока, однако, только время покажет.

    +1

    12

    SpaceX выиграла контракт на запуск космического аппарата Yahsat Thuraya 4-NGS

    Датой запланированного пуска обозначен 2023 год. Средство выведения – ракета Фалькон-9 блок 5. Данный спутник разрабатывает европейская Airbus Defence and Space. Размер контракта не раскрывается. После запуска новый спутник заменит на орбите два изделия, которые обеспечивают L диапазонную мобильную связи на территории Европы и Азии.

    Относительно его экономических особенностей в Yahsat отмечают, что он будет в течении 15 лет приносить доходы в размере около $47 млн в год.

    +1

    13

    [mark=yellow]Второй день конференции Satellite 2021
    [/mark]

    Основные тезисы ответов Джонатана Хофеллера (Jonathan Hofeller) – вице-президента SpaceX:

    — Мы были первыми, кто разместил цены на запуски в Интернете, что стало огромным шагом вперед в обеспечении прозрачности в аэрокосмической отрасли

    — Starlink в значительной степени (но не всегда) – вертикально интегрирован по причинам, связанным с графиком, стоимостью и качеством. В деятельности подразделения делается большой упор на скорость. Мы вносим изменения в любую конструкцию в течение нескольких недель, а не месяцев и лет. Это даёт нам оптимизацию затрат, скорость и возможность лучше контролировать качество

    — Облачные вычисления требуют чрезвычайно высокой пропускной способности и, поскольку Starlink всё больше и больше увеличивает пропускную способность, это только будет способствовать дальнейшему развитию использования облачных технологий

    — Государственные субсидии на широкополосную инфраструктуру не могут задушить инновации, они похожи на отношения компании с NASA, как подрядчик с клиентом, как на структуру, которая действительно хорошо работает, чтобы получить продукт, который будет необходим

    — Вы можете просмотреть Reddit и увидеть варианты использования Starlink, включая подключение школ и дальних территорий. Все эти люди были обделены нормальным доступом к сети Интернет до этого момента

    — Я думаю, что (возможность использования в iPhone 13 спутниковой связи) отличная возможность для спутниковой индустрии ещё больше сотрудничать с мобильной индустрией.

    +1

    14

    Запуск частной миссии Inspiration4 SpaceX откладывается на 24 часа

    Inspiration4, первая полностью частная миссия SpaceX, будет запущена как минимум на день позже.

    Трехдневная миссия перенесена и будет запущена из Космического центра НАСА Кеннеди на мысе Канаверал (Флорида), не ранее 03:00 МСК, в четверг, 16 сентября. Перенос вызван сочетанием погодных условий и технических требований, сообщило управление миссией Inspiration4 в пятницу (10 сентября) в новом обновлении к миссии.

    Inspiration4 – это частная миссия на околоземную орбиту, приобретенная Джаредом Исаакманом, миллиардером, основателем Shift4 Payments. В полете к нему присоединятся Хейли Арсено, Сиан Проктор и Крис Семброски.

    Руководители миссии встретились в четверг (9 сентября), чтобы провести стандартную проверку готовности к полету, а также получить предварительную информацию о погоде. Решение о переносе было принято после изучения погодных условий на стартовой площадке, в районе взлета и посадки, а также проверки на «готовность ракеты Falcon 9, космического корабля Dragon, наземных систем, средств спасения и других ключевых элементов системы пилотируемых космических полетов SpaceX».

    Новая дата «даст дополнительное время для окончательной подготовки, проверки транспортных средств и анализа данных. SpaceX и Inspiration4 сузят окно запуска до пяти часов примерно за три дня до старта».

    Есть еще несколько этапов, которые необходимо выполнить, прежде чем экипаж из четырех человек выйдет на околоземную орбиту. В описании к Inspiration4 указано, что предстоит дальнейшая работа над космическим кораблем Crew Dragon, который все еще является довольно новым транспортным средством после его первого полета с экипажем в 2020 году. Космический корабль был успешно состыкован с ракетой Falcon 9, и теперь ожидается проведение «комплексных статических огневых испытаний, запланированных на эти выходные».

    Используемый Crew Dragon – это транспортное средство под названием «Resilience», которое уже летало в миссии SpaceX Crew-1 на Международную космическую станцию. На этот раз Resilience совершит новое путешествие, взлетев на этот раз выше МКС, после чего приводнится в Тихом океане. Полностью гражданский экипаж прошел шесть месяцев обучения с тех пор, как в марте были объявлены их имена.

    +1

    15

    Компания SpaceX осуществила успешный пуск РН Falcon 9 со спутниками Starlink

    https://aboutspacejornal.net/wp-content/uploads/2021/09/%D0%B3%D0%B4%D1%88-5-640x303.jpg

    14 сентября 2021 года в 6:55 по МСК состоялся успешный пуск РН Falcon 9 с миссией Starlink-2.1 со стартоаой площадки SLC-4E на космодроме Ванденберг, Калифорния, США.

    На полярную орбиту были запущены 51 спутника Starlink v.1.5. Все спутники успешно выведены на заданную орбиту.

    Для первой ступени B1049.10 это был уже десятый полет (10 сентября 2018 Telstar 18V/APStar 5C, 11 января 2019 Iridium NEXT 66—75, 24 мая 2019 Starlink 0.9, 7 января 2020 Starlink-2, 4 июня 2020 Starlink-7, 18 августа 2020 Starlink-10/SkySat 19-21, 25 ноября 2020 Starlink-15, 4 марта 2021 Starlink-17, 4 мая 2021 Starlink-25).

    Посадка первой ступени состоялась на автономную платформу OCISLY в 640 км от места старта в Тихом океане.

    +1

    16

    FAA опубликовало проект экологической экспертизы для стартового комплекса для орбитальных запусков Starship/Super Heavy в Бока-Чика

    https://aboutspacejornal.net/wp-content/uploads/2021/09/Bfp-DSoEfRw1-640x377.jpg
    Сегодня Федеральное управление гражданской авиации (FAA) опубликовало проект экологической экспертизы для предлагаемого SpaceX стартового комплекса для орбитальных запусков Starship / Super Heavy в Бока-Чика.

    “В проекте документа, официально называемом “Проект программной экологической оценки” (PEA), оценивается потенциальное воздействие на окружающую среду миссий SpaceX, включая запуски и повторный вход. В нём также рассматриваются вопросы сбора обломков, башни обслуживания и другого строительства, связанного с запусками и закрытием местных дорог в Бока-Чика.

    FAA планирует провести виртуальные общественные слушания 6 и 7 октября в рамках 30-дневного периода общественного обсуждения, который заканчивается 18 октября 2021 года.

    SpaceX не могут запустить Starship/Super Heavy до тех пор, пока FAA не завершит процесс лицензирования, который включает экологическую экспертизу и другие требования безопасности и финансовой ответственности.

    Предлагаемые операции Starship/Super Heavy выходят за рамки существующей Финальной оценки о воздействии на окружающую среду (EIS) 2014 года и требуют проведения дополнительной экологической экспертизы в соответствии с Законом о национальной экологической политике.

    Credit: SpaceX

    Если проект PEA будет завершён и SpaceX продолжит разработку своей программы, FAA проанализирует воздействие на окружающую среду их будущей деятельности, частично используя информацию, полученную в ходе текущего процесса. Если FAA определит, что потенциальные воздействия предлагаемого проекта на окружающую среду будут значительными на основе проекта PEA и анализа комментариев общественности, и эти воздействия не могут быть должным образом смягчены до менее значительного уровня, агентство будет проводить более тщательную проверку – EIS”, — заявил регулятор.

    Акустическое воздействие при запусках Credit: SpaceX

    FAA предложило общественности высказать своё мнение по этому проекту. Затем FAA должно подписать окончательную экологическую оценку, после этого регулятор определит дальнейшие шаги. И, наконец, оно может выдать лицензию на орбитальные запуски. Для завершения этого процесса почти наверняка потребуется несколько месяцев.

    Что же нового в этом проекте? тезисы:

    — Проект экологической оценки делает вывод о том, что запуски не вызовут значительного акустического воздействия
    — Самая большая проблема по мнению FAA – это биологические последствия деятельности стартовых площадок в Бока-Чика. По всей видимости, решение о разрешении запусков с космодрома будет сводиться к проблеме с перекрытием дорог и доступом местных жителей и воздействиям на близлежащий заповедник дикой природы (ред. – черепахи передают привет, махая ластами, они по прежнему главная проблема Илона Маска на пути к Марсу 🙂
    — SpaceX заявляют о возможности посадки Starship на островах в Тихом океане
    — SpaceX запрашивают 500 часов закрытия Бока-Чика для штатных операций и ещё 300 часов для ликвидаций “аномалий”. Это 800 часов закрытий в год
    — SpaceX планируют добавить три съезда на шоссе, чтобы транспортёр мог проезжать пробки из машин. Это сократит время ожидания транспорта максимум до 20 минут.

    Свернутый текст

    Возможные варианты, которые может выбрать FAA:

    — Полностью запретить орбитальные запуски
    — Требовать новой, более подробной экологической оценки о воздействии на окружающую среду EIS (это долгий процесс)
    — Смягчить заключение об отсутствии значительного воздействия на окружающую среду (FONSI)
    — Выдать заключение об отсутствии значительного воздействия.

    SpaceX будут надеяться на один из двух последних вариантов.

    Илон Маск отреагировал на долгожданные обсуждения:

    Elon Musk:
    — Пожалуйста, добавьте свой голос в публичные комментарии. Поддержка – очень ценится! От этого зависит будущее человечества на Луне, Марсе и за его пределами.

    Спасибо,
    Илон
    |
    Eric Berger:
    — Комментарии можно отправлять по почте г-же Ms. Stacey Zee, SpaceX PEA, c/o ICF, 9300 Lee Highway, Fairfax, VA 22031. Также можно по электронной почте на SpaceXBocaChica@icf.com

    Ну что же, надеемся у них хорошие сервера… и мы уже сочувствуем бедной Стейси, столько входящих сообщений от любителей космонавтики она ещё никогда не получала!

    +1

    17

    Про следующие туристические миссии компании SpaceX

    На фоне сообщений некоторых СМИ о “недостаточно безопасном корабле Crew Dragon, на котором боятся летать туристы”, расскажем про следующие туристические миссии компании SpaceX.

    Axiom-1 — 21 февраля 2022

    В рамках миссии Ax-1 компании Axiom Space на МКС отправится международный экипаж в составе астронавта и командира миссии Майкла Лопес-Алегрии и трёх туристов – Ларри Коннора, Марка Пэти и Эйтана Стиббе.

    Миссия продлится 10 дней, включая 7-8 дней на борту МКС и станет первой полностью частной миссией на космическую станцию.

    Axiom-2 — Третий квартал 2022

    Миссия аналогична Ax-1. На МКС под командованием астронавта Пегги Уитсон полетит турист Джон Шоффнер и 2 пока неназванных человека.

    Free-Flyer 1 — Четвёртый квартал 2022

    В феврале 2020 года SpaceX подписали соглашение с компанией Space Adventures, которое позволит запустить космический корабль Crew Dragon с туристами на высоты, на которых астронавты не были уже полвека, со времён программы Gemini. Тогда астронавты NASA пролетали на высоте 1350 км от поверхности Земли.

    Миссия продлится около недели, экипаж будет состоять из 4-х человек. Компания пока не предоставила более подробную информацию о первом из серии таких полётов.

    Space Adventures не новички в космическом туризме, они организовали восемь космических полётов для семи туристов в период с 2001 по 2009 год. Все эти полёты были выполнены с помощью российских кораблей Союз. Теперь же SpaceX предложили Space Adventures более дешёвые в аренде корабли. С помощью многоразовых и уже проверенных в полётах Falcon 9 и Crew Dragon, Space Adventures надеются предложить туристам полёты по более низким ценам. Ожидается, что цена одного места составит $25-50 млн.

    “С 2010 года ни одно инженерное достижение не произвело на отрасль большего впечатления, чем многоразовая система Falcon 9 / Dragon. Отдавая дань уважения истории, наша миссия на Crew Dragon станет особым опытом и уникальной возможностью – она будет способна достичь вдвое большей высоты, чем любая предыдущая миссия с туристами на борту”, — сказал Эрик Андерсон (Eric Anderson), глава Space Adventures.

    Сейчас Space Adventures работают над туристической миссией на корабле Союз, запуск которого назначен на декабрь этого года. Он отправит на МКС ​​японского миллиардера Юсаку Маэдзаву и его помощника. Маэдзава отправится на орбиту в рамках подготовки к полёту на корабле Starship в миссии dearMoon по облёту Луны.

    Axiom-3 и 4 — Первая / вторая половина 2023

    Миссии компании Axiom на МКС с 4-мя туристами. Заметим, что количество миссий на МКС ограничено возможностями станции по приёму кораблей и логистикой пилотируемых полётов. Спрос на такие миссии уже сейчас превышает возможности МКС, и частные компании вынуждены бороться за возможность отправить туристов на станцию.

    dearMoon — 2023

    Облёт Луны на корабле Starship японским миллиардером Юсаку Маэдзавой и творческими личностями. Экипаж из ~10 человек отправится в полёт на неделю. На данный момент 20 кандидатов уже прошли медицинское обследование. Напомним, что в экипаж, помимо Маэдзавы и пилота от SpaceX, предстоит выбрать 8 человек, они будут представлять различные творческие профессии и после полёта должны создать свои произведения, вдохновившись Луной.

    Отметим, что это лишь уже анонсированные миссии. Как ранее заявил представитель SpaceX, после миссии Inspiration4 желающих отправиться в туристический полёт уже столько, что миссии планируются на несколько лет вперёд.

    +1

    18

    SpaceX обновили план безопасности орбитального пространства

    Не секрет, что компания столкнулась с неприязнью со стороны конкурентов и некоторых специалистов, утверждающих, что система спутников SpaceX может представлять угрозу для других космических аппаратов. Некоторые даже утверждают, что рост числа спутников может вызвать неконтролируемые столкновения, известные как синдром Кесслера.

    Однако, в реальности, именно спутники Starlink – одни из самых безопасных космических аппаратов на орбите Земли.

    Все космические аппараты компании оснащены автономной системой с возможностью маневрирования, чтобы избежать столкновений с космическим мусором и другими космическими аппаратами. Каждый спутник может использовать свои бортовые ионные двигатели для уклонения от столкновений, а также инициализировать сход с орбиты в конце жизненного цикла спутника. Но даже если какие-то спутники выйдут из-под контроля и не смогут сойти с орбиты принудительно, их низкая орбита в 550 км поможет им сойти самим менее чем за пять лет.

    Недавно SpaceX провели встречу с представителями Федеральной комиссии по связи (FCC), чтобы обсудить свой обновлённый план по безопасности космического пространства в рамках программы Starlink.

    Читать далее...

    “Ближний космос наполнен космическим мусором. Орбиты спутниковой системы Starlink специально подобраны для безопасного полёта по орбите всех спутников группировки. Наши cпутники могут автономно оценивать риск и планировать манёвры по предотвращению возможных столкновений без участия человека. Но даже несмотря на такие технологии у нас есть люди, как дополнительная мера безопасности, которые слетят за всей группировкой”, — заявили SpaceX.

    SpaceX обсудили с FCC меры по предотвращение столкновений и между самими спутниками Starlink. Компания также заявила, что активная система предотвращения столкновений является второй линией защиты от аварийных ситуаций на орбите, подавляющее большинство манёвров по предотвращению столкновений со Starlink совершали спутники других операторов.

    “Starlink стремится быть ответственным членом космического сообщества. Хотя предотвращение столкновений Starlink автоматизировано, всегда есть люди, которые должны координировать и оперативно реагировать на любые события с группировкой. Когда спутник Starlink “видит” потенциальную возможность столкновения с другим спутником, остальные спутники группировки автоматически проведут свои необходимые манёвры без какого-либо вмешательства со стороны человека. Если оператор посчитает что какой-то манёвр не нужен или даже потенциально опасен, спутникам Starlink может быть отдана команда отказаться от манёвров”, — заявили в компании.

    По данным компании, спутники Starlink выполнили более 2000 манёвров по предотвращению потенциальных столкновений с декабря 2020 года по май 2021 года. В среднем 1-2 на спутник за это время, “это не очень большое число исходя из количества активных спутников”, — сообщили в SpaceX.

    0

    19

    Следующая пилотируемая миссия SpaceX стартует 30 октября

    NASA и SpaceX теперь нацелены на 30 октября в 9:43 МСК для запуска миссии Crew-3 на МКС. Резервная дата – 31 октября.

    Астронавты NASA, Раджа Чари – командир миссии, Том Маршбёрн – пилот, Кайла Баррон – специалист миссии, и астронавт ESA и также специалист миссии – Маттиас Маурер, отправятся в 6-и месячную миссию на космическую станцию со стартовой площадки LC-39A Космического центра им. Кеннеди во Флориде.

    Прибытие на МКС планируется через 22 часа. На станции они встретятся с экипажем миссии Crew-2. После нескольких дней передачи дел на станции, Шейн Кимбро, Меган Макартур, Тома Песке и Акихико Хошидэ сядут в свой корабль и вернутся на Землю. Возврат запланирован на начало/середину ноября.

    Запуск миссии Crew-4 запланирован на 15 апреля 2022 года. Миссией будет командовать Челл Линдгрен, пилотом будет Боб Хайнс из NASA, Саманта Кристофоретти из ESA будет специалистом в этой миссии и будет командовать экипажем 68-й экспедиции МКС, имя оставшегося члена экипажа ещё не названо. Астронавты миссии Crew-3 должны будут вернуться на Землю в конце апреля 2022 года.

    +1

    20

    Морской старт для Starship: платформы Фобос и Деймос

    На прошлой неделе американский регулятор FAA выпустил в целом положительное заключение на орбитальные запуски SpaceX по программе Starship/Super Heavy с Бока Чика, но с необходимостью соблюдения ряда экологических требований. Проект заключения будет доступен в открытом доступе еще месяц, по нему должно состояться два открытых слушания. Тем не менее, есть большая вероятность, что первый орбитальный тестовый полёт связки SpaceX Starship/Super Heavy может состояться до конца этого года. Пока же интересно ознакомиться с перспективами использования для этих целей морских платформ.

    Напомним, что информация о приобретении SpaceX двух морских буровых платформ для переоборудования в плавучие космодромы для кораблей Starship появилась ещё в январе 2021 г. Компания назвала их Фобос и Деймос — по именам двух спутников Марса. Морской старт сверхтяжелой ракеты-носителя Starship планируется использовать для частых стартов при необходимости многократных заправок или сбора на околоземной орбите кораблей миссий на Луну и Марс, а также для перспективной суборбитальной транспортной системы Earth to Earth. Проект пока находится на начальном этапе, остается много вопросов по составу комплекса, возможностям, да и самому внешнему виду, – официальных изображений морских космодромов от SpaceX нет, в сети гуляют лишь рендеринги энтузиастов.

    Для чего планируется использовать платформы

    Если говорить об основной цели всей программы Starship – миссии на Марс, а с недавних пор и на Луну, то в последнем случае потребуется по меньшей мере четыре на низкой околоземной орбите, в то время как миссия к Марсу потребует минимум пяти стартов корабля в варианте танкера. А с учетом того, что SpaceX планирует отправить сразу несколько Starship во время одного межпланетного стартового окна, это потребует десятков миссий на околоземную орбиту. Такой темп пусков смогут обеспечить только дополнительные пусковые платформы, которые значительно разгрузят текущие стартовые площадки SpaceX в Бока Чика и на мысе Канаверал.

    При этом, удаленность от побережья морских платформ в пределах нескольких миль снизит уровень шума до приемлемого (жители Бока-Чика уже жалуются на шум, выбитые стекла, облака пыли и копоти, приносимые в их сторону ветром после некоторых неудачных запусков прототипов Starship, что уж говорить о запуске полноценных ракет-носителей с кратно большим числом двигателей). Относительная удаленность от крупных населенных пунктов также позволит смягчить последствия звуковых ударных волн посадки как самого Starship, так и возвращаемых первых ступеней Super Heavy.

    Свернутый текст

    После взлета Starship полетит дальше, а Super Heavy будет возвращаться на стартовую площадку вертикально, также как это делают сегодня ускорители Falcon Heavy и Falcon 9. Для приземления ускорителей последнего, кстати, SpaceX уже использует два беспилотных судна с площадками 100х53 м.

    Еще большее число морских стартовых платформ потребуется для осуществления не менее амбициозного транспортного проекта Earth to Earth, презентованного Илоном Маском еще в 2017 г., – когда с помощью вывода Starship на суборбитальную траекторию можно будет совершать баллистические броски с пассажирами на борту на трансконтинентальные расстояния в пределах 30-60 мин. Здесь двумя морскими платформами уже не обойдется – изначально планировалось разместить их большое число возле крупнейших прибрежных мегаполисов планеты для запусков «точка-точка», к примеру «Нью-Йорк-Токио» или «Лондон-Гонконг» и т.д. И хотя для таких стартов предполагалось использовать Super Heavy, то сейчас речь идет уже об одноступенчатом варианте корабля – с дополнительными двигателями на Starship (2-4), и трансконтинентальной дальности перелетов до 10 тыс. км на пиковой скорости до 25 тыс. км/ч. В апреле 2021 г. президент SpaceX Гвинн Шотвелл отметила, что в компании ожидают начала таких суборбитальных полетов уже через пять лет.
    Стоит напомнить, что Илон Маск не единственный, кто работает над суборбитальной транспортной системой. Virgin Galactic Ричарда Брэнсона также вынашивает планы по суборбитальным путешествиям вокруг Земли, год назад компания заключила с NASA соответствующее соглашение. Но представленный в марте 2021 г. SpaceShipIII пока является усовершенствованной версией предшественника и предназначен лишь для кратковременного пребывания в условиях невесомости.

    Идея не нова – давно известны планы Пентагона по развертыванию системы быстрого глобального удара (Prompt Global Strike, PGS), когда с использование баллистических ракет можно за десятки минут доставить конвенционные боеприпасы в любую точку мира. Аналогичный принцип был положен в основу советского комплекса на базе стратегической ракеты Р-36 орб/8К69 (орбитальная), стоящей на вооружении в 1960-80х гг. и дислоцировавшейся на Байконуре (сняты с вооружения после подписания ОСН-2). За счет вывода головной части на орбиту создавалась возможность подхода с любого направления к целям, расположенным в любой точке земного шара.

    Доработка морских платформ под нужды SpaceX

    Две морские буровые полупогруженные платформы с размерами основной площадки 73х78 м были куплены по цене металлолома за $3,5 млн каждая еще в июле 2020 г. у банкротившейся Valaris (их строительство обошлось компании в 2008-2009 гг. в $312 (Ensco 8500) и $338 млн (Ensco 8501)). Интересно также отметить, что Valaris еще в апреле 2020 г. списала активы на общую сумму в $2,55 млрд, понизив стоимость 6 буровых платформ до цены металлолома, в их числе были и Ensco 8500 с Ensco 8501. На решение SpaceX, очевидно, повлияло и то, что Valaris содержал обе платформы в Браунсвиле (Техас), что в непосредственной близости от Бока-Чика. По поводу судьбы остальных 4х платформ Valaris пока информации нет, как и не обозначены планы SpaceX. Но кажется вполне вероятным также и их приобретение, поскольку развертывание транспортной системы Earth-to-Earth двумя морскими платформами явно не ограничится, требуя присутствия их вблизи крупнейших прибрежных мегаполисов планеты (Токио, Сингапур, Нью-Йорк, Лондон, Дубай, Сидней и т.д.).

    Две платформы были куплены Lone Star Mineral Development LLC, впоследствии оказавшейся дочерней структурой SpaceX. Обе платформы потребуют демонтажа оборудования, а также значительной доработки для поддержки операций заправки топливом, стыковки полезной нагрузки, запуска и посадки Starship. Учитывая объем требуемых работ, вероятно, они войдут в строй только в 2022 г., уже после первых орбитальных полетов Starship, которые ожидаются до конца 2021 г.

    Общая компоновка морских платформ SpaceX может быть следующей: большая мачта обслуживания с интегрированным краном, делящая стартовый стол на две половины – для Starship и Super Heavy. При возвратной посадке первой ступени Super Heavy планируется использовать два больших верхних захвата, которые, закрываясь, будут подхватывать под решетчатые рули приземляющуюся первую ступень. Они будут полностью унифицированы с такими же устройствами на двух стартовых площадках строящегося сейчас Orbital Launch Site (OLS) в Бока-Чика. Очевидно, также будет садится и сам Starship, хотя официальных изображений и видео от самой SpaceX пока нет, – доступны лишь рендеринги энтузиастов.

    Также не совсем понятно, как сверхтяжелый ракета-носитель в собранном виде будет удерживаться на морской платформе – речь все-таки идет о многоразовой двухступенчатой связке Super Heavy + Starship, а это 120 м в высоту при диаметре 9 м и общей стартовой массе в 5000 т. На «Морском старте», к примеру, этот вопрос решался с помощью стрелы-установщика, на котором ракета Зенит-3SL с полезной нагрузкой сначала собирались горизонтально, потом вертикально поднимались установщиком уже на стартовый стол. Но там речь шла о ракетоносителе среднего класса (высота 59,6 м, диаметр 3,9 м и стартовая масса около 462 т, при сравнимых размерах стартовой площадки 78х63 м), а здесь мы говорим о чем-то титаническом, превышающем своими размерами Saturn-V.
    Вероятнее всего сначала вертикально краном, интегрированным в причальную башню морской платформы, будет устанавливаться пустые Super Heavy (сухая масса 180 т) и Starship (120 т), а потом уже они будут последовательно заправляться топливом (3300 т и 1200 т соответственно). Либо приземлившийся Super Heavy будет снова заправлен, а на него краном будет устанавливаться уже заправленный Starship (1320 т). При пассажирских пусках Earth-to-Earth одного Starship задача существенно упрощается.

    Есть еще один аргумент в пользу использования морских платформ только для стартов Starship, без Super Heavy. Дело в том, что общий вес оборудования, который может устанавливаться на морских платформах серии Ensco 8500 не превышает 8000 т. То есть на массивную башню обслуживания с краном и прочее вспомогательное оборудование с случае старта связки Super Heavy – Starship остается 3000 т, что может оказаться просто недостаточным. Сомнения вызывает и возможность размещения столь высокой и массивной башни обслуживания (высота явно больше 120 м) на платформе размерами 73х78 м – как в этом случае обеспечивать остойчивость в горизонтальной плоскости? На куда более устойчивом, с низким центром масс «Морском старте» в проект был заложен вертикальный крен платформы не более 0,8° (и это без массивной башни обслуживания, опускающаяся стрела-установщик весила 120 т). Поэтому пока нет официальных детализированных изображений даже концепта от самой SpaceX, все рассуждения по внешнему облику и составу ракетно-космического комплекса стоит признать спекулятивными.

    Конкуренция с «Морским стартом»?

    Конечно, Starship будет не первой ракетой-носителем, стартующим с морской платформы. Компания и одноименный проект Sea Launch, которые теперь принадлежит российской S7 Space, запустили до прекращения использования Зенитов в общей сложности 36 пусков (из их 3 – неудачные), выведя на орбиту более 150 т полезной нагрузки. Кроме того, в июне 2019 г. Китай запустил в качестве эксперимента ракету-носитель Chang Zheng 11 (CZ-11H) со специально оборудованного корабля-платформы в Желтом море. Это легкая четырехступенчатая твердотопливная ракета высотой 20,8 м, диаметром 2 м и стартовым весов в 58 т. «Да, направление правильное, но Zenit на порядок меньше системы Starship и не возвращается/приземляется» – прореагировал Илон Маск в своем Twitter на комментарий пользователя, отметившего схожесть с «Морским стартом».

    Естественно, возникает вопрос, насколько жизнеспособна концепция морского старта для Starship, если надежды на вроде бы аналогичный проект международного консорциума Sea Launch не оправдались. В защиту «Морского старта» все же нужно сказать, что из 36 запусков лишь 3 оказались неудачными. Проект был вполне успешен, но последняя авария, связанная со взрывом ракеты-носителя над стартовым столом и потерей полезной нагрузки – особенно надолго отбила желание у потенциальных заказчиков. После этого проект уже не восстановился, критическую точку поставила зависимость от совместного российско-украинского проекта ракеты-носителя «Зенит», продолжение использования которого в условиях нарастания внешнеполитической конфронтации после 2014 г., оказалось невозможным.

    После продажи комплекса российской S7 Space и перегонке его в дальневосточный порт Славянка, ведется работа по изучению возможностей его восстановления и модернизации для дальнейшего использования уже с новым российским средним ракетой-носителем «Союз-7» – адаптированной под автоматический морской старт базовой версии «Союз-5» (за счет старта с экватора его грузоподъемность увеличится с 17 до 22-23 т). Летом 2020 г. вице-премьер Юрий Борисов сообщал, что «Морской старт» сможет начать использовать ракету «Союз-7» уже в 2023-2024 гг. Также поступала информация, что в 2019 г. центр разработок S7 приступил к созданию легкого ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью (масса РК около 65 тонн, высота 30 м).

    В любом случае, даже в случае успешной разработки новых ракет-носителей для «Морского старта», планируемый темп запусков с плавучего космодрома не будет высоким (в одном из своих интервью 2018 г. тогдашний директор S7 Space Сергей Сопов говорил о 4-6 пусках в год). При этом проект Илона Маска с планами по Лунной миссии уже в 2024 г. и проведение до 2030 г. миссии на Марс потребуют интенсивности запусков на порядок выше.

    Можно сказать, что оба этих проекта пусть и идентичны на первый взгляд, но разные по сути. Если «Морской старт» заточен под максимальную энергетическую эффективность до 10 пусков в год за счет точки старта в экваториальных водах (в итоге средний Зенит-3SL на ГСО забрасывает практически столько же, что и тяжелый «Протон» с куда более северного Байконура), то задачи морских космодромов SpaceX – ритмично осуществлять многочисленные запуски либо «легких» одноступенчатых Starship для работы транспортной системы Earth-to-Earth, либо двухступенчатых вариантов уже с Super Heavy для подготовки и выполнения космических миссий (а это уже десятки, если не сотни запусков), — и все это в непосредственной близости от берега (в пределах нескольких миль) для снижения шума и избегания потенциального ущерба при авариях.

    Поэтому у морских платформ Илона Маска в следующие 5-10 лет вопросов со стартовыми нагрузками точно не возникнет, а вот перспективы «Морского старта» пока остаются туманными. Но пока даже внешний вид морских космодромов SpaceX остается загадкой, не ясны технические возможности и состав комплекса – в сети гуляют лишь изображения и видео от энтузиастов и фанатов Илона Маска. Представляется маловероятным, что в следующем году с них будут осуществлены первые старты, скорее всего сроки снова сместятся «в право».

    +1


    Вы здесь » TMSAT SATELLITE WORLD » Космос. Спутниковые новости » Компания SpaceX


    Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz